Дети должны двигаться, чтобы думать
Новые исследования выдвигают идею, что детям обязательно необходима физическая активность в течение учебного дня, чтобы стимулировать работу мозга.
Врачи и детские психологи говорили об этом в течение многих лет - дети должны иметь больше физической активности в течение дня. Тем не менее, вряд ли есть школа (за исключением школы олимпийского резерва), которая позволяет детям бегать и прыгать, где - то еще, кроме урока физкультуры. Большую часть времени в школе и дома ребенок получает знания, сидя за партой или перед монитором. Родители стараются сделать из ребенка образованного человека, чтобы похвастаться перед родственниками и знакомыми, чтобы ребенок поступил в престижный ВУЗ, чтобы он получил высокооплачиваемую работу и так далее. Поэтому, помимо школьной программы, ребенок зачастую нагружен дополнительными занятиями, с репетитором и без.
Как будто детское ожирение было недостаточной причиной для родителей и педагогов, чтобы повысить физическую активность детей в период обучения. Исследование, проведенное учеными Университета штата Иллинойс, показало, что интенсивная физическая активность может серьезно улучшить способность школьника к обучению. А это еще один повод лишний раз позволить ребенку погулять и поиграть в активные игры на свежем воздухе. Оказывается разумное сочетание учебы и активного отдыха в целом способствует более интенсивному развитию умственных способностей ребенка.
В ходе исследования учеными использовалась 9 месячная программа физических упражнений - FITKids, по которой дети ежедневно занимались после школы. Эта специально разработанная программа представляла собой фитнесс для детей в игровой форме. В ходе исследования было выявлено, что фитнесс, то есть физическая активность улучшает мышление.
Для программы, дети в возрасте от 7 до 9 лет собирались возле школы и чуть более часа активно занимались физическими упражнениями, вместо факультативов, дополнительных занятий и подготовки к срезам знаний. Сто девять детей в течение 70 минут прыгали через скакалку, играли с мячом, бегали и выполняли гимнастические упражнения. Эти дети были сопоставлены с другими детьми в их классах, которые не участвовали в программе FITKids.
В перерывах между упражнениями, исследователи показывали детям некоторые символы и рисунки на экране и просили их нажать на кнопку, указывающую на определенную форму и цвет изображенного предмета. Например, красный квадрат, желтый прямоугольник и так далее. Ученые целенаправленно сделали такой простой тест, чтобы исключить ошибки связанные с разным уровнем школьной подготовки, умственных способностей и сообразительностью детей. На эти вопросы мог ответить любой нормальный ребенок. Но дети, которые принимали участие в программе FITKids, были значительно быстрее и точнее, при выявлении цвета и формы предметов, чем дети, которые не участвовали в фитнесс занятиях.
Сканирование мозга участников программы FITKids показало его усиленную активность во время этих тестов, по сравнению с мозгом не тренирующихся детей. Кроме тог, была выявлена активность той части мозга, которая отвечает за концентрацию внимания. Интересно, что активность этой части мозга была пропорциональна времени участия ребенка в программе FITKids. Чем больше раз в неделю, ребенок занимался физкультурой, тем большую активность показал его мозг во время тестовых вопросов.
Еще один интересный вывод заключается в том, что эти дети не занимались спортом в полном смысле этого слова. Дети прыгали, бегали и смеялись. Все физические упражнения выполнялись ими в игровой форме. Поэтому эти «тренировки» несколько отличались от классических занятий в спортивных секциях. Проще говоря, детям разрешили выйти на улицу и поиграть в активные игры.
На первый взгляд, ученые не открыли ничего нового. Действительно, ребенок должен двигаться. Тем не менее, исследователи впервые установили связь между физической нагрузкой и активностью работы мозга ребенка – сообразительностью и концентрацией внимания.
|