Остров Куба - рай на Земле. Впечатления туриста.
На «остров Свободы» меня занес случайный «ветер». После четырех дней любования белыми пляжами, лобстеров и сальсы на песке наша дружная тусовка отправилась на открытие естественно-аутентичной Кубы.
Еще во время одной из презентаций меня поразило фото, на котором лодка плыла по водоему с высокими берегами, плотно покрытыми тропической растительностью. Поймав мой восхищенный взгляд, наш гид Мадали пообещала: «Послезавтра мы там будем». Что ж, прощание с Атлантическим океаном и лобстерами начало казаться менее болезненным...
Озеро Анабанилья и парк Топес-де-Кольянтес»
«Анабанилья» на языке доколумбовских жителей Кубы означает «Маленькая Корзина Золота». Так звали дочь местного индейского вождя Аримао, одного из лидеров сопротивления против испанских конкистадоров. По легенде, красавица-индианка выныривает из водоема в дождливый сезон, когда три горные реки, которые питают озеро, становятся особенно полноводными.
Занимаю место в лодке и понимаю, что вижу наяву ту картинку, которая мне так запала в душу. Это искусственное озеро считается одним из красивейших пресных водоемов в мире. Как бы там ни было, а оно уверенно возглавляет мой персональный рейтинг.
Узкое водохранилище раскинулось на 27 километров в длину. На его берегах — водопады, пещеры, куда можно заплыть на лодке (при соответствующем уровне воды). Есть здесь и ресторан — хотя, честно говоря, это не самое живописное заведение питания, в котором мне довелось побывать.
А еще озеро Анабанилья считается лучшим местом для томления окуней. Рассказывают, что несколько лет назад группа из 17 американских рыболовов-спортсменов поймала 69 экземпляров весом более 5 килограммов каждый, а самый большой перевалил за 7 кило. Рекордсменом же считается окунь весом почти 15 килограммов!
«Видите желтые разрисованные грузовики на том берегу? Это экскурсионный транспорт национального парка «Топес-де-Кольянтес», — пояснила Мадали. Быстренько «разбираем» грузовики, которые оказываются военными ЗиЛами советского производства, оборудованными для перевозки туристов. Рядом с каждой парой сидений — ремень безопасности. Наши гиды пристегиваются, я же фотографирую тропические пейзажи, пытаясь устоять на ногах. Думаю, что неплохо бы в нашей стране приспособить такие грузовики для перевозки пассажиров по разбитым после зимы дорогам. Трясет, но как же быстренько едет!
Первая остановка — смотровая площадка, с которой открывается захватывающая панорама горного хребта Эскамбрай и озера, по которому мы только что плавали. «К сожалению, туристам пока недоступны такие комбинированные экскурсии. Поездка на лодках по озеру и экскурсия по национальному парку бронируются отдельно. Причем последняя, двухдневная с выездом из Варадеро и ночевкой в отеле в самом парке или в Тринидаде, становится все более популярной среди туристов», — объясняет Мадали. Я бы не отказался провести день-другой в парке, сходить к одному из водопадов, поплавать по реке в пещере, заняться рафтингом, увидеть пернатый символ Кубы — птицу Трогон,
полюбоваться кубинским национальным цветком — белоснежной марипосой, насладиться ароматом камелий...
Территория национального парка — 200 квадратных километров. Здесь для туристов есть три гостиницы, из которых одна — исключительно для кубинцев. И не потому, что иностранцам вход запрещен, просто рассчитываться в ней надо национальными песо, которых иностранцам легальным путем не достать: валюту в стране обменивают на «конвертируемые песо», обозначаемые «СUС».
Есть в парке и несколько ресторанов, расположенных в разных его концах, центр туристической информации, места для палаток и даже музей современного искусства с солидной коллекцией живописи. В ноябре прошлого года в «Топес-де-Кольянтес» провели первый на Кубе фотоконкурс на тему природы.
А еще в национальном парке растет кофе сорта арабика. Им, сваренным по древнему рецепту, черным-пречерным, крепким-прекрепким, я смаковал, одновременно наслаждаясь последними лучами солнца. Какой же замечательный день выпал!
Полуостров Сапата
Сапата, то есть Ботинок, — это полуостров болот, топи, каналов, кустарников и мангровых зарослей, убежище крокодилов, многочисленных птиц, а также 115 (!) видов растений-эндемиков, для охраны которых и создан биосферный заповедник «Сиенага-де-Сапата».
Расположен он на южном побережье Кубы и, соответственно, омывается водами Карибского моря. Полуостров известен местами для дайвинга: специфика этих мест — большие колонии кораллов (среди которых преобладает черный!) и, конечно, большое количество тропических рыб.
Туристы особенно полюбили для посещения крокодиловую ферму. Мне это представление показалась не слишком интересным, а все из-за маленького крокодильчика с перевязанной веревкой пастью и соломенной шляпкой на голове. Живую игрушку туристы то брали на руки, то клали на шею или другую часть своего тела, а животное даже не имело возможности хорошенько улыбнуться в камеру.
Хотя процесс кормления крокодилов живыми крабами, должен признаться, заслуживает того, чтобы быть увиденным.
Ферма расположена вблизи лагуны Тесоро — природного пресноводного озера. Недолго попутешествовав по проливу на катере, нам из-за мангровых зарослей открылась живописная панорама водоемов с островами, а на них — хижины, покрытые пальмовыми листьями. Это туристический центр «Гуама» с воссозданным поселением индейцев Таино.
В доколумбовые времена на Кубе жили три племени индейцев: гуанахатабеи, сибонеи и таино. Последние были самыми развитыми, но и им не удалось избежать смерти от рук конкистадоров или занесенной сюда европейской болезни. Именно таино были тем народом, который встретил Колумба в его первом плавании. От них европейцы научились выращивать и курить табак. Некоторые слова таино вошли в другие языки мира, в том числе и в наш: барбакоа (барбекю), хамака (гамак), каноа (каноэ), хуракан (ураган), маис...
Кроме воссозданных типичных жилищ таино, на острове установлены многочисленные скульптуры индейцев работы кубинского скульптора Риты Лонги.
Есть и здесь «настоящие» аборигены — молодые ребята и девушки, которые в добровольно-принудительном порядке проводят гостям обряд очищения, измазывая щеки темной краской. Очистился — пожертвуй 1 СUC. По случаю высадки нашего десанта таино внесли в свою программу обряд свадьбы, выбрав новобрачных среди женатых (причем не друг с другом!) наших коллег.
На соседних с воспроизведенным поселком островах построено 49 деревянных домиков на сваях. От одного дома к другому можно перейти по мостику. Это — трехзвездочный отель. Говорят, он весьма популярен среди туристов, и места в нем бывают забронированы на несколько месяцев вперед.
В ресторане на главном острове я впервые в жизни попробовал жареное мясо крокодила. Все ранее услышанные отзывы подтверждаю: да, оно похоже на нечто среднее между курятиной и индюшатиной. И очень вкусное!
Именно к заповеднику «Сиенага-де-Сапата» принадлежит и сам залив Свиней, где в 1961 году высадились около 1400 солдат, преимущественно кубинских эмигрантов, с попыткой свергнуть правительство Фиделя Кастро. Это событие вошло в историю как окончательная победа Кубинской революции, а заодно и как одна из самых глупых операций ЦРУ. Попытка интервенции громко провалилась, что сделало еще более популярным Фиделя среди населения и придало его риторике аргументов в пользу того, что США для Кубы — враг номер один.
Сейчас на пляже — музей, посвященный событиям 1961-го года. В его экспозиции — советский танк, американский военный самолет, фотографии, оружие, газетные вырезки... Идеологическое наполнение соответствующее: «империалистическая Америка», «героическая победа социализма»...
Долина Винялес
Провинция Пинар-дель-Рио — сердце табачной отрасли Кубы. Ее красная земля идеально подходит для выращивания ценных листьев. Большинство кубинских сигар идет на экспорт, а экспорт — это источник валюты, такой вожделенной для здешней хилой экономики. Именно из табака, выращенного в провинции Пинар-дель-Рио, крутят сигары самой дорогой марки — «Коиба». Кстати, название на языке индейцев таино означает просто «табак» или «сигара».
Плантаций в этой провинции уйма, причем они частные, несмотря на социалистический строй на «острове Свободы». Только вот урожай хозяева обязаны продавать государству, к тому же за весьма скромные деньги. На каждой плантации сооружены просторные деревянные амбары, или «дом табака», с высокими крышами, покрытыми пальмовыми ветками. Они идеальны для сушки табачных листьев: именно в таких помещениях обеспечивается оптимальный уровень влажности.
Винялес — это маленький городок в одноименной долине, среди которой тут и там всплывают крутые зеленые скалы-холмы. Их порода будто насквозь разъедена гигантскими термитами, поэтому эти странные образования выглядят чрезвычайно эффектно. Внутри этих моготов, то есть «рогов» (именно так их называют), образовалось много подземелий. Пещера Индейца — самая популярная среди туристов благодаря своей легкодоступности, а также наличию подземной реки, по которой туристам устраивают увлекательные мини-вояжи на лодках.
А ради того, чтобы полюбоваться видами долины Винялес, которые открываются со смотровой площадки с говорящим названием «Дворец облаков», стоит преодолеть не одну сотню километров!
Местность занесена в Список ЮНЕСКО с формулировкой «Культурный ландшафт долины Винялес». Дело в том, что жилища местных крестьян и «дом табака», привычки и жизненный порядок мало изменились за последнее столетие. Поля обрабатываются быками, табак сажается, собирается и перерабатывается вручную.
«Вот это дерево с гроздьями красных цветов — один из видов акации», — говорит Мадали. «А там, вдали, виднеется засохшее дерево с большими коричневыми ветками — это тоже оно. Мы называем его брачным деревом: любовь молодоженов «цветет» пышно, но все равно усыхает». Кубинцы — народ с юмором... Но и с чувством прекрасного.
|