18:23
Античное искусство

Античное искусство

 

«Античный мир» — от латинского «древний». В эпоху Возрождения таким термином была определена греко-римская культура — древнейшая из наиболее известных в то время.

В 3–2 тысячелетии до н. э. на о-вах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова сложилась самобытная культура. Основными её центрами были острова Крит, Фера и город Микены. Эта культура получила название эгейской или крито-микенской. Время её существования — почти 1 000 лет.


Крито-микенская культура карта


Крито-микенская культура — колыбель европейской культуры. Для истории в ней довольно много удивительно сложного и загадочного. Критские иероглифы до нашего времени ещё не полностью переведены. Искусство служит основным источником как достоверной информации, так и придуманных версий, по отношению к этому исчезнувшему миру.
 


Крит


Центр эгейской культуры конца 3 и середины 2 тыс. до н. э. — о. Крит. Археологические раскопки на нём начались в 1900-м году английским учёным Артуром Эвансом. Уже после двух дней поисковых работ он записал: «Исключительное явление — ничего греческого, ничего римского...».

Артур Эванс

Остров был прославлен греческой мифологией в виде сказаний о страстных похождениях богов («Зевс похищает Европу»), о героях-победителях злых сил («Минотавр и Тесей») и о первой попытке полёта у людей («Дедал и Икар»). Согласно древним преданиям, на Крите рождён занимающий самое высокое положение среди греческих богов — Зевес. Он выжил благодаря своей матери Рее. Отец Зевеса, Кронос, пожирал своих новорождённых сыновей. Будучи не просто красивой, но ещё умной и сообразительной женщиной, Рея незаметно положила в пелёнки вместо маленького Зевеса кусок скалы, и отдала его Кроносу. А тот, не заметил подмены и проглотил камень, приняв его за младенца.

Архитектура. Подобно Египту и Месопотамии, искусство строений превозносилось и на Крите. Но в отличие от Египта и Месопотамии, где архитектура возводилась с культовым уклоном, - архитектуре Крита присущ светский, дворцовый стиль. Это же можно сказать и относительно других видов искусства. Удивительно, однако учёные не обнаружили ни единого художественного памятника, славящего бога или богов. В небольшой скульптуре категорически не встречаются изображения бога или богов, а в живописи — изображения культовых церемоний! Безусловно, у жителей Крита были свои определённые верования. Но какие? Никто этого не знает. У критян и жителей Микен не найдены храмы или что-то, напоминающее их.

Выдвигалась версия наличия у критских племён отдельных «священных» рощь для культовых целей. Но, глядя фактам в глаза, можно утверждать следующее: они не задавались задачей выразить и сберечь в грандиозных строениях, в настенных росписях и в монументальной скульптуре своё представление о божестве. Ясно видно, что не религиозная тема главная в критском искусстве.

Крупнейший из царских дворцов раскопан в Кноссе. А. Эванс решил: Кносский дворец — он же пресловутый Мифический Лабиринт. Миф повествует, что некогда на Крите правил царь Минос. Он владел подземным дворцом-лабиринтом с настолько запутанными коридорами, что никому не удавалось найти выход. В этом подземном дворце жил полубык-получеловек, именуемый Минотавром. Афины должны были раз в год отдавать страшную дань Миносу — молодых и красивых юношей и девушек, которыми тот кормил Минотавра. Но однажды молодому герою из Афин, Тесею, удалось уничтожить ненасытное чудовище, и он нашёл выход из лабиринта, использовав клубок ниток, конец которого предусмотрительно привязал у входа в пещеру, и постепенно разматывал.

Критский дворец

Найденный археологом Эвансом Кносский дворец и впрямь походил на лабиринт: выстроенный из камня и дерева, он имел сложную систему переходов, коридоров, лестниц, соединяющих большие и малые помещения. Попасть из одного зала в другой было нелегко, но при этом было светло и прохладно даже в знойные дни, так как в дворце были сконструированы специальные вентиляционные устройства.

У критских городов не было укреплений. Ни рвов, ни высоких защитных стен вокруг городов археологи не нашли. Вполне возможно, критяне были слишком уверенны в своём морском флоте. На о. Крите возводили не дворцы-крепости, а просто дворцы во всём их великолепии.

Главным украшением дворцов были фрески. Фреска — вид живописи. Это настенная роспись по сырой штукатурке, которая требует непосредственного использования красок.

Стены Кносского дворца покрывают многочисленные фрески. Некоторыми чертами критская живопись и рельеф напоминают те же сюжеты и каноны египетской живописи, но вместе с тем это совершенно иной, волнующий нас мир — мир счастья и радости. Мир, в котором нет места страху перед божественными силами и зверями, болезнью и старостью.

Дельфины, фрески, крит

В Кносском дворце обнаружен огромный разукрашенный рельеф — юноша в венке из лилий держит руками жезл, плавно перемещаясь по цветущей лужайке. Построение фигуры молодого царя–жреца, прозванного так археологами, — создано по типу изображений, принятых у египтян : плечи, грудь, глаз даны в фас, лицо и ноги — в профильном ракурсе. (Критяне были моряками, они вели торговые дела в Египте и, вероятно, могли знать их культуру).

Молодой царь жрец Крит

В отличие от художников Египта и Месопотамии, критские гении не отображали правителей более высокими и крупными, чем простолюдинов. Искусство восхваляет физическую силу мужчин, красоту и изящество женщин. Образ женщины-музы в критской живописи и небольшой скульптуре встречается довольно часто, что наводит на мысль о почётном положении её в обществе. Тех критских «муз» учёные назвали: «парижанки», «дамы в голубом», «придворные дамы». Эти прозвища и вправду подходящие, хотя в реальности та «парижанка» была, может быть, жрицей, заклинательницей змей или даже богиней.
 

Мужские и женские фигуры в росписи отличает тонкая талия


Мужские и женские фигуры в росписи отличает сверхъестественно тонкая талия.

Образ быка часто встречается во фресках Кносского дворца («Акробаты с быком», игра изображена изящной, весёлой несмотря на опасность), также на критских сосудах из камня и золота: порою он спокойно пасётся, порой же — разъярённый, летящий галопом. Бык играл большую роль в укладе жизни критян, а может, и в их вероубеждениях.

 

Образ быка часто встречается во фресках Кносского дворца


Ясно чувствуется у художников Крита приверженность морю и его обитателям. Мотивы моря в избытке встречаются в живописи и керамике («Ваза с осьминогом»). Критский художник не пишет самого моря, а только его обитателей.

Художники Крита были также замечательными мастерами чеканки.

В их искусстве нет военных сцен, изображающих смерть, как в Месопотамии, и печальных погребальных сцен, как в Египте. В отличие от них, критский художник стал первым воспевать радость восприятия мира. Он пишет то, что радует глаз — чудеса морского мира, красоту цветов и человеческого тела. Это пример искусства, где всё весело, безмятежно и лёгко. Во всём прослеживается радость, исключающая страх перед какими бы то ни было силами. Он не боится ни болезни, ни смерти. Таких тем в искусстве нет.

Сложно представить себе человеческое общество, воспринимаюшее жизнь как сплошной праздник. И вряд ли такое общество существовало. Но важнее то, что были такие люди, пожелавшие именно так изобразить жизнь!

Критское царство исчезло в конце XV века до н. э. (3,5 тыс. лет назад). Крит пострадал от катастрофы. Его города стали развалинами. Возможно, они стали жертвой опустошительного завоевания племён ахейцев, а может, подверглись удару стихийного бедствия — землетрясению или извержению вулкана.


Микены


Древний г. Микены достиг наивысшего рассвета между XIV и XIII вв. до н. э. Так, время процветания жителей Микен приходится на времена после крушения Крита. Но Микены были открыты прежде критских дворцов. Первооткрывателем эгейской культуры был Генрих Шлиман, позднее нашедший знаменитые сокровища Трои.

Генрих Шлиман Портрет

«Златообильные Микены» воспел Гомер в своих поэмах — «Иллиаде» и «Одиссее». Микены были родиной царя Агамемнона, возглавившего троянский поход греков нацеленный на освобождение Елены Прекрасной.

Шлиман руководил раскопками Микен и нашёл там в царских могилах клад — груду сокровищ, бесценные золотые украшения. Среди них всемирно известная маска, названная Генрихом Шлиманом «маской Агамемнона». После открытия шахтовых склепов он обмолвился: «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал».

маска Агамемнона

И архитектура и искусство Микен значительно отличается от критского. В поселениях Крита отсутствовали крепостные стены, военные укрепления. Строения же микенских дворцов окружены защитными валами. Циклопические кладки характерны для Микен.

Циклопические кладки Микен

Учёные поражены грандиозностью знаменитых «Львиных ворот» . Основу микенского дворца составлял мегарон — «большой дом» — длинное прямоугольное здание. Мегарон соединялся коридорами с рядами служебных помещений, спален и прочих комнат.
 

Львиные ворота


Троянская война послужила начаалом разрушения микенского мира. Пришла в упадок культура, забывалась письменность, жители бежали из вымерших деревень, прекратилась торговля.

Микенская держава была повержена очередным врагом, пришедшим на сей раз с севера. Греческие племена — дорийцы — разрушили последний очаг эгейской культур
ы.

 

Категория: ПЛАНЕТА | Просмотров: 4198 | Добавил: budzdorov | Теги: планета, античность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Конструктор сайтов - uCoz
Конструктор сайтов - uCoz