Автомобиль будущего, каким он будет
Первое, что интересует обычно рядового автолюбителя, — скорость. Уже сейчас построены автомобили-молнии, способные иной раз обогнать поршневой самолет. Но такие чудо-машины едва ли выйдут за пределы спортивных автодромов. Перед ними стоит барьер куда более трудный, нежели звуковой или тепловой у самолетов, — это предел психологических возможностей подавляющего большинства водителей. Реальная цифра — 220—250 километров в час.
Автомобили будут мчаться со скоростью 220—250 километров в час! Это замечательно. Но как на таких скоростях остановить такси?
Это величина немалая. Такой автомобиль должен обладать могучим "сердцем". Сможет ли выполнять его роль привычный двигатель внутреннего сгорания?
Вряд ли, хотя это и не означает, что он покинет свое теперешнее место "без боя". Появляются многообещающие его разновидности — например, газотурбинный двигатель. У него очень высокий к. п. д., он удобен для транспортировки, быстро запускается и может работать в любом климате. По сравнению с поршневым он обладает еще одним преимуществом: очень низким удельным весом (при обычной конструкции меньше 0,45 килограмма на лошадиную силу). Что же тогда мешает ему обосноваться на легковых машинах? Огромный "аппетит". Обладая завидной мощностью, такой мотор расходует уйму топлива.
Распространен роторно-поршневой двигатель. Он компактен, легок, работает без вибрации. И главное — прост по конструкции. Здесь всего две основные детали: треугольный ротор и корпус.
И все же судьба моторов внутреннего сгорания, по-видимому, предрешена. Основное, что их погубит, — выхлопные газы. Надвигающаяся опасность засорения атмосферы заставила специалистов многих стран обратить взоры в сравнительно бездымное прошлое.
На рубеже XIX века люди ездили на паро - и электромобилях. И те и другие имели много недостатков. Поэтому они и сошли со сцены. Но иногда история повторяется.
Развитие котельной техники устранило опасность взрыва котлов, а электросвеча может запустить паромобиль всего за полминуты. Таким образом, у этого вида тяги остались только два атавизма — большой вес и малая экономичность. Однако уже сейчас паровая машина могла бы смело вторгнуться во владения дизеля (гигантские самосвалы, вездеходы, тягачи для арктических санных поездов). Что же касается экономичности, то здесь многое зависит от стоимости топлива. Работающий на дешевых сортах, такой двигатель в состоянии конкурировать с бензиновым, даже расходуя в два-три раза больше "пищи".
Создание мощного и экономичного мотора еще не все. Массу технических проблем должны решить конструкторы, прежде чем выпустить высокоскоростной автомобиль на дороги. Две главные из них — комфорт и безопасность. Эти вещи взаимосвязанные: если водителю нет нужды думать о собственных и чужих неудобствах, он думает о "баранке".
В распоряжение автомобилей завтрашнего дня будут предоставлены усовершенствованные скоростные автострады, оборудованные специальными электронными устройствами для контроля полосы движения. У одного из въездов на такую автостраду шофер сообщит диспетчеру о конечном пункте своего пути. В электронную систему автомобиля заложат программу, на которой запрограммирован весь предстоящий маршрут. Счетнорешающее устройство даст команду, и по спиральной ускорительной эстакаде в подходящий момент машина сама вылетит в поток стремительно мчащихся "сестер".
В дороге водитель не оглядывается назад и не посматривает на боковое зеркальце. Перед ним на мониторе как на ладони видно пространство позади автомобиля.
Но долгий путь утомителен, захочется порой и отдохнуть. Что ж, это нетрудно. Стоит нажать специальную кнопку, и автоматика возьмет "бразды правления" в свои руки. Машину поведут радары или электромагнитное поле проводника, лежащего в покрытии магистрали.
Другая кнопка включит прибор, поддерживающий постоянную скорость автомобиля. Теперь шофер может даже посмотреть интернет TV, воспользоваться девайсами. Но когда он вновь возьмет управление в свои руки, блок-автомат уже не позволит ему такой роскоши. Сколько ни крути рычаги, на экране будет одна и та же картина: дорога позади автомобиля.
Вдруг на пути бешено мчащейся машины возникает препятствие. Авария? Нет, водитель спокоен. Он знает, что тормозная система с двойным и тройным дублированием надежно защитит его от катастрофы. И произойдет это опять-таки автоматически, независимо от его реакции. Сначала сработают предварительные тормозные механизмы, использующие силу сопротивления ветра. Это специальные плоскости, расположенные сзади автомобиля, которые одновременно с включением гидравлических тормозов встанут перпендикулярно потоку воздуха. Потом наступит очередь исполнительных гидравлических механизмов. Действуя на колеса, они успеют полностью остановить машину на коротком отрезке пути.
Крутые виражи тоже не будут страшны. В любом случае выручат следящие механизмы, при помощи которых рулевое управление сообщит об опасности тормозной системе. Та примет сигнал и снизит скорость автомобиля.
Однако не надо считать, что, оборудовав автомобиль хитроумной и надежной системой безопасности, можно автоматически избавиться от аварий. Основная роль всегда останется за водителем. Но человек человеку рознь — у одного реакция лучше, у другого — хуже. Авто-конструкторы в расчете на шофера-"середняка" изобретают принудительные системы контроля внимания.
И наконец, последнее. Из чего будут сделан кузов авто грядущих лет? Некоторое время тому назад большие надежды возлагались на пластмассы. Кое-где из них уже начали было штамповать кузова. Но это не принесло желаемых результатов. Дело в том, что к кузову крепится множество узлов и деталей, а полимеры еще не обладают достаточной прочностью. Тогда в них стали заформирововать металлические усилители, но те лишили пластик одного из главных преимуществ — малого веса. Тонкий, легкий и прочный стальной лист из легированной или нержавеющей стали, а также стали, облицованной алюминием, — вот те материалы, которым сейчас отдают предпочтение специалисты. Однако химики еще не сказали своего решающего слова в этой области.
|