15:41
Луи Пастер избавляет мир от бешенства. Его вклад в микробиологию.

Луи Пастер избавляет мир от бешенства. Его вклад в микробиологию.

 

   В 1880 году в одном госпитале Пастер увидел девочку, которую покусала бешеная собака. Она умирала в страшных мучениях. Над ее постелью он поклялся сделать все, чтобы никто и никогда так не страдал. Он сосредоточился на такой, казалось бы, безнадежной болезни, как бешенство: каждый заболевший неизбежно погибал.

После бесчисленного множества опытов, сопровождавших поиск, возбудителя бешенства в слюне людей и животных, Пастер решил поискать таинственного микроба в крови, но  эти усилия оказались бесплодными.

 

Луи Пастер избавляет мир от бешенства.


И вот наступил день, когда он прекратил погоню за неуловимым микробом. (Много лет спустя будет доказано, что это фильтрующийся вирус. Вот почему Пастер не мог обнаружить столь мельчайшее существо — не было в то время необходимых приборов.)

Прекратив поиск микроба, Пастер не отказался от создания вакцины против бешенства.

Мнение, что возбудитель бешенства поражает нервную систему, высказывалось давно, но это предположение не удавалось подкрепить экспериментальными данными. Наблюдая за больными животными, Пастер установил: заболевание поражает мозг. И пришел к выводу, что яд бешенства начинает проявлять себя в полную силу, лишь достигнув центральной нервной системы. Этому предшествуют недели и даже месяцы.

Значит, можно защитить человека уже после укуса! Возможность дарует сама природа — длинный инкубационный период болезни.

Идея состояла в том, чтобы посланная вслед за возбудителем бешенства вакцина обогнала, "обскакала" смертоносный яд, пока он не достигнет святая святых — центральной нервной системы. Но ослабленный яд для вакцины получить не удавалось.

Наконец-то собака, зараженная мозгом бешеного кролика, не умерла. После долгих поисков они нашли способ ослабления яда!

Чем дольше высушивали зараженный мозг, тем менее ядовитым он становился. А через четырнадцать дней оказывался абсолютно безвредным. Значит, если сделать четырнадцать последовательных прививок, постепенно усиливая действие вакцины, и на четырнадцатый раз ввести уже свежий яд, можно надеяться, что бешенство удастся предотвратить.

Специальная комиссия работала три месяца и убедилась в правоте Пастера.

По крайней мере еще год собирался Пастер проверять метод на животных, прежде чем перейти к человеку. Но судьба распорядилась иначе. К Пастеру привели девятилетнего мальчика из Эльзаса. Четырнадцать укусов, один страшнее другого! Что же делать?

У ребенка был единственный шанс на спасение — прививка. И Пастер сказал "да", хотя в случае неудачи его ждала тюрьма, а может быть, и казнь.

Имя спасенного мальчика — Жозеф Майстер, отныне станет известным: первый человек, спасенный от неминуемой гибели. Прививку сделал парижский врач Жак Жозеф Транше, потому что у Пастера врачебного диплома не было.

Следующий спасенный, пятнадцатилетний пастух Жан Батист Жюпиль, тоже вошел в историю, и во дворе Пастеровского института ему даже поставили памятник.

Защищая своих товарищей, он вступил в единоборство с бешеной собакой и вышел победителем из этой схватки. Но ему угрожала смерть, если бы не прививки... Этот человек на всю жизнь сохранил верность и признательность своему спасителю. Мальчик вырос и стал сотрудником Пастеровского института.

 

Жан Батист Жюпиль на фоне своей статуи 1913 год


Когда стало ясно, что Жюпиль также спасен, Пастер решил, что можно огласить результаты.

В 1885 году в газете "Пари журналь" будет напечатано: "Пастер избавляет мир от бешенства. Он заявляет, что причина заболевания — в смертельном микробе...".

А в стенах Медицинской академии вновь и вновь раздаются голоса: "Должны ли мы позволить этому сумасшедшему прожектеру — этому Пастеру — заниматься его теориями, разрушать дело, созданное веками, и превращать в посмешище всю современную медицину?". Однако травля официальных медицинских кругов, стоившая тяжелых переживаний и отнимавшая время и силы у работы, под натиском замечательных успехов метода вскоре стихла.

Прививки против бешенства имели огромный резонанс и в кругах весьма далеких от науки. Пастеровский институт был создан на деньги, собранные по международной подписке. На торжественное открытие этого уже знаменитого учреждения съехались ученые из многих стран. Президент Французской республики, министры, посланники иностранных государств — все были здесь 14 ноября 1888 года.

 

Здание Пастеровского института


Адреса, поздравления, приветствия... Рассказывают, что Пастер очень волновался: слезы блестели на его глазах. Он так и не смог произнести прочувствованную речь, которую заготовил заранее, и передал текст своему сыну.

В марте 1886 года в Париж приехало два десятка русских. Большинство из них страдали от ужасных ран, нанесенных бешеным волком. Сопровождавший этих несчастных врач подробно рассказал, как "за два дня и две ночи волк порвал и помял всех, кто ему попался на пути, и как его зарубил топором один из наиболее искусанных". Это происшествие взволновало общественность.

 

Русские крестьяне, пришедшие для прививок к Пастеру


Многие книги обошел снимок, на котором изображены русские крестьяне, пришедшие для прививок к Пастеру. Они были спасены. А уже осенью была открыта бактериологическая станция в Одессе.
 

Весной 1886 года Гамалею направили в Париж в лабораторию Пастера. Гамалее удалось детально изучить этот метод прививок по Пастеру. (Немногие врачи могли этого добиться в то время.) Завоевав симпатию и доверие Пастера, он вернулся в Одессу, имея драгоценный материал — кроликов, зараженных так называемым фиксированным вирусом бешенства. 13 июня 1886 года Гамалея сделал в Одессе прививку первым 12 укушенным. За ними последовали другие.

Вот строки из письма Пастера Гамалее в Одессу: "Уважаемый доктор, поздравляю Вас... Вы спасли 29 человек: это великолепно. Кроме того, это убедительно показывает, что в Вашей местности профилактика бешенства была весьма необходима...".

Жизнь Пастера — это победоносное шествие великого экспериментатора. И непрерывная борьба за утверждение своих взглядов. На протяжении многих лет он вынужден был участвовать во многих диспутах, печатных дискуссиях. Количество его противников исчислялось десятками. Среди них были и выдающиеся ученые того времени, пользующиеся заслуженной известностью и по сей день, такие, как Р. Кох. Но приходилось полемизировать и с теми, чьи имена сохранились в истории науки лишь потому, что они были ярыми противниками основоположника современной микробиологии.

Категория: ЛЮДИ | Просмотров: 7394 | Добавил: budzdorov | Теги: люди, космос, планета | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Конструктор сайтов - uCoz
Конструктор сайтов - uCoz