Пятница, 26.04.2024, 01:23

Главная » 2016 » Ноябрь » 13 » Тектиты. Камни с неба или дар Земли?

Тектиты. Камни с неба или дар Земли?

Тектиты — это легендарные камни-стекла. Ученые близки к решению многолетней проблемы — что же такое тектиты и какие процессы их порождают.

Разнообразные по форме, похожие на брызги и оплавленные осколки бутылочного стекла, они издавна привлекали внимание ученых своими необычными свойствами. Камни хорошо шлифовались, были очень прочными и лишь при сильном ударе рассыпались на мелкие крошки. Химический состав их разнообразен. В числе уже известных земных стекол не существовало аналога.

Среди древних народов южных стран ходило немало легенд и поверий, связанных с этими непонятными камнями. Австралийские аборигены называли их "оога" и "мурамура". Они служили им магическими атрибутами для вызова дождя, а "мунгари" (знахари) использовали их для врачевания, подобно кристаллам кварца, которым островитяне приписывали чудодейственную силу. Жители островов Океании верили в небесное происхождение камней. В одном случае их надевали на человека в виде наказания, в другом — на счастье.

Термин "тектиты" ввел в 1900 году известный австрийский ученый-геолог Зюсс. Слово "тектиты" (от греческого "тектос" — оплавленный) было безоговорочно принято в научную терминологию. Стекловидные камни называли по месту находки. Так, например, филипиниты были обнаружены в Индонезии и на Филиппинских островах. Индошиниты — черные стекла Индокитая, родина австралитов — Австралия и прилегающие к ней острова.

Широкую известность приобрела в свое время находка известного французского минералога Альфреда Лакруа. Он обнаружил в джунглях Нижнего Лаоса 2500 обломков тектитов. В знаменитой метеоритной коллекции хранится обломок лаосского индошинита величиной с крупную картофелину, подаренный академику Вернадскому во время его поездки во Францию.

Спор о происхождении этих стекловидных камней идет давно. Ученые, теряясь в догадках, считали, что это продукт извержения лунных вулканов. Многие поддерживали гипотезу о космическом происхождении прозрачных камней-стекол. Но никто и никогда не видел их падения.

Проблемой тектитов интересовались крупнейшие ученые. В свое время академики Вернадский и Ферсман искали связь между космическим и земным веществом, и поэтому загадочное происхождение тектитов привлекало их особое внимание. Позднее исследованием тектитов занялись специальные центры. Однако, несмотря на большой интерес к этой проблеме, не было главного — ученые не располагали тектитами, найденными на территории страны.

...Однажды в адрес Московского института нефтехимической и газовой промышленности, на кафедру петрографии, поступили своеобразные куски пород. Надо сказать, что на этой кафедре изучают состав и структуру древнейших геологических образований Земли, скрытых на глубине нескольких километров. Конечная цель этих исследований — поиски нефти и газа.

Необычные образцы были похожи на капельки черного стекла или на куски спекшегося шлака. Они были доставлены из южных районов Урала, где расположено давно привлекавшее урочище Жаманшин, место довольно мрачное и геологически запутанное. Изучение жаманшинского материала велось одновременно и в Геологическом институте. То, что эти образования весьма необычные, было ясно с самого начала, но что это?

Ученые рассуждали так: если это продукт вулканического извержения, то в образцах должно присутствовать 5—10 процентов калия и натрия, но здесь наличие этих компонентов составляло всего 2—3 процента. Кроме того, на всей территории от Байкала до Кавказа, в том числе и в районе Жаманшина, нет геологически крупных вулканов. Тогда, быть может, эти шлаки образовались при выплавлении руды нашими предками? Например, в горах Мангышлакского Каратау археологи обнаружили следы древнего производства бронзы, и там же было найдено большое количество отходов этого производства. Однако отсутствие в образцах повышенного содержания ртутных металлов, присущих древним металлургическим шлакам, опровергало и это предположение. К тому же в районе Жаманшина нет никаких следов материальной культуры далеких эпох. Оставался третий вариант — переплавление пород от удара метеорита при падении на Землю. Было решено продолжить поиск образцов, и группа ученых выехала на место находки.

Урочище Жаманшин затерялось между Аральским морем и Мугоджарами, среди песчаной и каменистой пустыни. По казахски Жаманшин — "плохая земля". И это вполне оправдано: до ближайших колодцев — десятки километров. Ни людей, ни отар овец, лишь орлы неподвижно сидят на высоких холмах, опоясавших впадину. Ее внешний диаметр — около 10 километров. Образуя прерывистое кольцо, на разных горизонтах залегают породы, геологический возраст которых лишь десятки миллионов лет, а вокруг перемешанные и разрыхленные породы, содержащие осколки, которые насчитывают 200—600 миллионов лет. Их кольцевое положение свидетельствует о том, что они были выброшены из центральной чащи урочища взрывом огромной силы, вызванным падением метеорита.

Первое, что бросилось в глаза исследователям в юго-восточной части впадины, — это множество разбросанных повсюду застывших стеклянных камушков размером от 2 — 3 миллиметров до 2—3 сантиметров. Одни из них выглядели как идеальные капельки, другие имели форму сплющенных шариков, закрученных винтом фигурок или смятых, застывших брызг, словно они сформировались и застывали при полете в воздухе расплавленного вещества. Температура такого плавления должна была быть никак не меньше 1700— 2000 градусов (температура лавы извержения вулкана 900—1000 градусов). Химический состав этих камней-фигурок резко отличен от типичных земных образований.

Это и были тектиты, впервые найденные на территории страны. Они обнаружены в бассейне реки Иргиз, и по традиции их назвали по месту находки — иргизитами. Найденные на других участках урочища получили название жаманшитов.

Подтвердились догадки о том, что переплавление вещества при температуре 2000 градусов образует бесщелочные стеклотектиты.

Категория: НАУКА | Просмотров: 3245 | Добавил: budzdorov | Теги: Быт, люди, техно, планета | Рейтинг: 5.0/1