Уральские самородки, или Свердловский рок-клуб
Триумфальное шествие Свердловского рок-клуба началось в 1986 году, когда «Наутилус Помпилиус» впервые выступил на Рок-панораме - 86. После этого фестиваля все, кто там побывал, говорили только о них и ещё немного о «Бригаде С». Фирма «Мелодия» даже сподобилась и выпустила долгоиграющий сплит с этими двумя исполнителями. Успех к «Нау» пришёл столь стремительно, что здесь, пожалуй, применимо клише — проснулись знаменитостями. Именно так. Даже не знаменитостями, а скажу больше — звёздами! «Шар цвета хаки», «Ален Делон», «Скованные одной цепью» ну и, конечно же «Я хочу быть с тобой» тут же стали народными хитами. Группе вручили премию Ленинского Комсомола, кстати, от которой они отказались.
По телевизору в культовых программах «Взгляд», «До 16 и старше...» и других заговорили о них, как об уральских самородках. По слухам, сама Алла Борисовна Пугачёва предлагала им вступить в свой театр. Успех был просто ошеломительный. Сотни тысяч поклонников по всей стране. Стадионы, где они выступали, забиты до отказа, билетов не купишь даже из-под полы — все хотели увидеть «Наутилус». К тому же всех интриговало и то, что выступают они в чёрных повязках на глазах. Зачем? Чтобы их не узнали? Или ещё по какой-то причине?
Скорее всего, и сами музыканты не ожидали такого резонанса от их творчества. В группе произошёл раскол. То ли на экономической почве, а может, не поделили «трон», а скорее всего по этим двум причинам сразу, но вскоре «Нау» покидает один из его основателей — бас-гитарист Дмитрий Умецкий. Впоследствии он выпустил два неплохих сольных альбома, оставшихся незамеченными нашей критикой.
Именно успех «Наутилуса» и породил интерес масс к Свердловскому рок-движению. Копнули глубже и оказалось, что «Нау» не единственная группа с Урала, достойная внимания. Оказывается, там уже давно существует свой, Свердловский рок-клуб, группы из которого мало чем уступающие в качестве небезызвестному «Наутилусу». «Чай-ф», «Урфин Джюс», «Кабинет», «Настя», «Водопады имени Вахтанга Кикабидзе», «Агата Кристи» и многие другие хлынули неутомимым потоком на просторы нашей необъятной Родины. Как так, почему мы не знали о них? — восклицали журналисты, заваливая газеты и журналы статьями о Свердловских рок-звёздах. И хотя авторитет и всенародную любовь к «Нау» уже никто и ничто не могли поколебать, но Бутусову и Компании пришлось потесниться на пьедестале, дав место новым кумирам молодёжи.
И не зря. «Чай-ф» и «Агата Кристи» тут же пленили толпы народа. Первые — благодаря своим артистичным концертам (живьём у них до сих пор нет конкурентов), вторые — непонятным тогда ещё малознакомым нам готическим декадансом. Настя Полева с одноимённой группой тоже не осталась в аутсайдерах — психоделическую музыку и гипнотизирующий вокал уральской красавицы не оставили без внимания. Ну и так далее.
Короче говоря, к сонму олимпийских богов из Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории навсегда примешались и Уральские самородки. Но, вспоминая о Свердловском рок-клубе, большой ошибкой будет не упомянуть об Илье Кормильцеве.
Как поэт-песенник, Илья написал десятки песен для большинства свердловских рок-групп. «Настя», «Урфин Джюс», «Наутилус», «Сержант Бертран» и другие пели его песни. Казалось бы, разве может один человек поймать нить творчества каждой отдельной само выраженной группы? Разве можно передать их дух, чувства и мысли так, чтобы они не стали похожи друг на друга? Кормильцев со своей задачей превосходно справился, создавая песни неотделимые от творчества тех групп, для которых они писались. Кроме того, он был прекрасным переводчиком. Толкиен, Паланик, Берроуз — это лишь несколько имён из десятков писателей, которых он перевёл для российских читателей. Вся страна скорбела, когда в феврале 2007 года Кормильцев умер от рака в лондонской больнице.
Отдельно хотелось бы вспомнить Александра Пантыкина, одного из старейших рокеров нашей страны. Свою музыкальную карьеру Пантыкин начал ещё в начале 70-х в группе «Слепой музыкант», а продолжил в известных коллективах «Урфин Джюс», «Сонанс», «Настя», «Кабинет», «ПАП» и других. Большинство музыкальных критиков заслуженно называли его самой колоритной личностью на Свердловской рок-сцене, навсегда вписав его имя в анналы Советского рок-н-ролла. Несмотря на то что творчество «Урфин Джюса» — самой известной группы Александра Александровича — не было так широко известно, как других его более удачливых коллег по клубу, всё же Пантыкин и Компания оказали заметное влияние на всю рок-тусовку и не только в Свердловске, но и далеко за его пределами.
Уральская земля щедро наградила нас талантами. Группа «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе» наверняка является единственным коллективом, который аудиоспектакли объединил рок с попсой и добился заметного результата. Отец-основатель Свердловского рок-клуба Николай Грахов впоследствии стал известным медиамагнатом, благодаря которому на свет появилось более двадцати радиостанций в пятнадцати регионах нашей страны.
Постепенно интерес к свердловскому, да, впрочем, и ко всему року в нашей стране начал неумолимо угасать. Запретный плод был неудержимо сладок и вожделен до тех пор, пока таковым оставался. Вырвавшись из границ, которые его сковывали, он потихоньку перестал привлекать к себе массы. Народ больше интересовали бандитские разборки, кучи сериалов, наводнивших ТВ и где бы раздобыть чего пожрать или выпить до следующей получки. В стране с приходом 90-х пришла новая власть, а с ней, как водится, и новые проблемы. Неужели именно об этих переменах пел Цой?
Но не будем отвлекаться. Новую волну интереса к Свердловскому року породил, как это ни странно, фильм Балабанова «Брат». На протяжении всего фильма звучала музыка «Наутилуса». Сам Бутусов и его боевая подруга Настя Полева засветились в эпизоде этого фильма. «Брат» тут же стал культовым среди молодёжи. Герой Бодрова-младшего хоть и не был музыкантом, но тут же превратился в рок-кумира. Реплики из фильма растащили на цитаты, а актёры, снявшиеся в нём, стали неожиданно востребованными.
К сожалению, ничего не вечно под Луной. Сейчас уже не вернуть тот дух 80-х, ту бесшабашность и веру в хорошее будущее, какие были раньше. Современные рок-звёзды поют о Лондоне и любви. Им не понять романтизма от «бутылки кефира и полбатона». Современная молодёжь только пожмёт плечами, узнав, что «Ален Делон не пьёт одеколон». Но это ведь ещё не конец, не правда ли?
|